Тибетская астрология

Тибетская астрология

Введение в тибетскую астрологию

«Тибетская Астрология» — это объединение таких местных тибетских трудов, как: «Древняя тибетская астрология», «Гья-Тсис» из Китая, «Кар-Тсис» из Индии. Она описывает движения небесных тел, планет, созвездий и последующие изменения природы, происходящие под их влиянием, а также цикл четырех времен года. Главная мысль данной книги: описать причины того, как разумные существа стремятся к обретению счастья и предотвращению страданий.

Тибетская астрология — это важный, практически неотделимый элемент традиционной тибетской медицины. Данная наука иллюстрирует возникновение Вселенной, небесных тел и самого человека путем соединения пяти основных элементов. Она красочно описывает их взаимосвязи, влияние внешних изменений на внутренние процессы и потоки энергии и то, как всего одна доля минуты может оказать воздействие на сам вдох (время) и на частицу (положение).

Разделы тибетской науки могут быть классифицированы на десять областей, из которых «Астрология» является одним из пяти второстепенных учений. Несмотря на то, что она по своей сути является частью Калачакры Тантры, одного из самых почитаемых текстов Недвойственной Тантры, третьей по счету из трех аспектов Ануттара Йога, Тибетская астрология — это все-таки не столько наука, сколько образ жизни и шаг к практике Будды Дхармы.

6 век н.э.

Тибетский король Намри Сонгтсен для изучения астрологии отправил четырех самых выдающихся молодых ученых Тибета в Китай. По своему возвращению они внедрили полученные знания в тибетскую астрологию. За неимением письменности, их опыт и знания передавались из уст в уста.

7 век н.э.

Пятая жена тибетского короля Сонгтсен Гампо, Конг Джу, которая являлась опытным астрологом, внедрила Китайскую классическую астрологию элементов на Тибете.

8 век н.э.

Во время расцвета («золотого века») тибетской медицины, астрологии и Дхармы, каждая область этих наук достигла высокого уровня развития. Значимые достижения тибетских ученых того периода по сей день вдохновляют тибетских ученых.

Индийский мудрец Гуру Падма Самбхава в этот период представил концепцию о том, что все элементы в их чистом виде есть основа для существования всего живого во Вселенной и что те же самые элементы в их загрязненной форме действуют пагубно, отравляя организм.

10 век н.э.

В результате слабого руководства происходит упадок тибетского самодержавия и, как следствие, упадок тибетской астрологии.

11 век н.э.

Шри Калачакра Тантра — основа современной тибетской астрологии — была переведена с санскрита на тибетский язык. Ее принципы послужили созданию первого ежегодного местного альманаха, который позволяет с высокой точностью определять ежедневные расположения звезд, планет и знаков зодиака.

17 век н.э.

Под предводительством Его Святейшества Далай Ламы V Нгаванга Лобсанг Гьятсо тибетская астрономия и астрология завоевали свою прежнюю славу. Регент Его Святейшества Деси Сангые Гьятсо собрал все полученные до этого знания по тибетской астрологии и выпустил том, которым практикующие тибетцы пользуются до сих пор.

Роль астролога в жизни тибетцев

Тибетский астролог играет важную и активную роль в тибетском обществе, особенно если речь идет о рождении ребенка, женитьбе, смерти человека или его длительной болезни.

Когда в семье рождается малыш, родители часто консультируются у астролога, чтобы узнать будущее ребенка. Специалист составляет карту рождения, включающую прогнозы по здоровью ребенка, его будущему образованию, вероятному роду деятельности, процветанию и т.д. Если астрологические предсказания неблагоприятны, специалист приписывает малышу противоядие в виде молитвы или просит родителей заняться пожертвованием, отдав что-либо в целях благотворительности. Если же жизнь ребенка находится в опасности, то предупредительной мерой может быть сохранение жизни животного, которого до того собирались зарезать.

Перед женитьбой, родители невесты или жениха также обращаются к астрологу, чтобы тот составил карту их супружеской совместимости (это делают только те родители, в доме которых пара будет жить после свадьбы). Карта супружеской совместимости включает предсказания по длительности отношений молодой семьи, их уровню жизни, здоровью, количеству рожденных в будущем детей, информацию о том, кто из партнеров будет главенствовать в семье и как они будут влиять друг на друга. В случае, когда один из сделанных прогнозов неблагоприятен, астролог делает специальный оберег или амулет для одного из членов молодой семьи или для обоих сразу. Также он может попросить пару прочесть молитвы, в зависимости от характера и серьезности проблемы.

В ситуации, когда заболевание человека носит кармический характер и является результатом пагубных деяний, противоядие может быть назначено как астрологом, так и ламой. Астролог, к примеру, вычисляет духа, который воздействует на пациента, определяет тип болезни, который дух вызывает, и назначает молитву, которая необходима для успокоения этого духа. Также, специалист может помочь пациенту, направив его к определенному доктору — узкому специалисту, который может заняться лечением недуга.

Астролог играет важную роль в обществе и при таком печальном событии, как смерть человека. В этом случае, его вызывают для того, чтобы определить: не остались ли какие-нибудь духи в теле умирающего человека. Во избежание присутствия плохих существ, астролог составляет карту смерти, основанную как на деталях рождения, так и на деталях смерти покойного. Она определяет, кто может дотрагиваться до тела усопшего, а кому делать этого категорически нельзя, какие предметы необходимо будет выбросить из дома, в какой день тело покойного должно быть вынесено, и даже все необходимые молитвы и ритуалы, которые семья умершего должна совершить.

Астролог может быть вызван и перед въездом человека в новый дом, накануне важной поездки, а также перед началом какого-либо важного проекта в жизни. Тибетские астрологи по сей день играют неоценимую роль в тибетском обществе, как и тысячи лет назад.

Взаимоотношения между тибетской медициной и астрологией

Тибет – страна с богатой историей, которая исчисляется тысячами лет. На протяжении веков тибетцы усовершенствовали свои навыки в областях местного искусства и учения, которое в различные периоды подвергалось влияниям многих соседних стран: Индии, Китая, Непала и Монголии. Благодаря этим вмешательствам, сегодня тибетцы имеют колоритные и богатые жизненные традиции и культуру, которые и описываются в «Десяти областях знания».

Единая черта, которая свойственна всем наукам — это то, что они имеют общую основу — этику тибетского буддизма, и могут быть сжаты в единое целое. Вобрав в себя знания из таких научных областей, как: грамматика, исцеление, логика, искусство и ремесло, философия, поэзия, метрическая наука, астрология и даже познания театрального представления, основными ее принципами остаются духовное и мирское благополучие.

В отличие от большинства медицинских систем, в частности системы современной, традиционная тибетская медицина не только имеет прямую связь с тибетской астрологией, но и основана она, так же, как и последняя, на принципах пяти элементов — Земля, Вода, Огонь, Воздух и Пространство.

Основным созидательным материалом у двух древних тибетских наук является концепция Пяти элементов во Вселенной. Их общая цель и задача – помогать всем живым существам, поддерживая тем самым здоровье человека для достижения просветления ради всех других живых существ. Поэтому тибетская медицина и астрология полагаются в своей практике друг на друга, стараясь достичь этой главной, жизненно важной цели.

Бонская религия заложила основу для формирования тибетской астрологии в период до прихода буддизма на Тибет в 4-м веке н.э. Ее доктрина представлена в виде развернутой системы категорий и подкатегорий, две из которых: астрология и медицина. Бонская доктрина признает пять элементов Дерева, Огня, Земли, Металла и Воды и использует в своей работе метод астрологического прогнозирования и предсказания, как и в шаманизме.

Связь пяти элементов

Согласно Калачакра Тантре, первоначальной Тибетской Медицинской Тантре (Чжуд-Ши), вся Вселенная с ее разнообразием живых существ, была сотворена из пяти основных элементов: Пространства, Воздуха, Огня, Воды и Земли. В конце существования она распадается на те же самые элементы, только в противоположном порядке.

Пропорция элементов, из которой состоит Вселенная, имеет поразительное сходство с пропорциями человеческого тела и трех наших телесных жидкостей. Элементы в окружающем мире представлены Воздухом (Деревом), Водой, Пространством (Железом), Землей и Огнем. Внутри нашего организма эти элементы представлены в виде сосудов и связок, крови и гноя, костей, мышечной ткани и тепла. Такие же элементы скрыты в печени, почках, легких, селезенки и сердце.

Эти элементы нужно понимать не буквально, а согласно их функциональным свойствам. Элемент Земли отвечает за твердость, элемент Воды – за влагу, элемент Огня дает тепло, элемент Воздуха способствует подвижности, а элемент Пространства создает место для развития. Так как желание любого живого существа заключается в том, чтобы быть счастливым, очень важно знать, из чего фактически мы состоим, и что может являться причиной заболевания.

Мы являемся ничем иным, как сочетанием нашего тела и сознания. Тело состоит из пяти элементов, ими же поддерживается и теми же элементами поражается, в случае их износа или возбужденного состояния нашего организма.

Другой фактор, который, согласно одной из буддистских точек зрения, оказывает на нас большее влияние, чем физическое тело, это психическое состояние, которое при возникновении дисбаланса может стать причиной плохого самочувствия.

В двух словах, тибетская медицина обеспечивает различные профилактические средства в виде диеты и образа жизни, а также целебные средства в виде лекарственной и наружной терапии. Все это необходимо для того, чтобы излечиться от недуга и восстановить нарушенное состояние элементов. Кроме того, тибетская астрология занимается анализом этих элементов с позиции взаимосвязи «мать-сын-враг-друг и я», а также рекомендует средства в виде персональных пудж и мантр, защитных амулетов, ритуалов и наставничества. Все они нацелены на умиротворение любой отрицательной энергии. Однако, необходимо помнить, что по большому счету, все проблемы происходят из-за неправильного мировосприятия.