История тибетской медицины

История тибетской медицины

Тибетская медицина – одна из древнейших всемирно известных медицинских практик. Она является неотъемлемой частью тибетской культуры и развивалась на протяжении многих столетий. Тибетская медицина такая же древняя, как и сама цивилизация.

Учитывая тот факт, что человечество всегда зависело от природы, добывая пищу и кров, его инстинктивное стремление к здоровью и накопленные знания послужили созданию некоторых видов лекарств от общих заболеваний из натуральных компонентов. Речь идет о лечении на травах. К примеру, использование ячменного осадка Чанг (тибетское вино) на опухшие части тела, прием горячей воды для лучшего пищеварения и применение растаявшего масла при кровотечении – это только несколько видов терапии, которые возникли из практического опыта и постепенно сформировали основу искусства исцеления на Тибете. Тибетское медицинское наследие основано на трактате «Четыре Тантры» (Чжуд-Ши), который и по сей день остается фундаментальным медицинским знанием.

Эра от момента появления человеческой цивилизации до прихода буддизма на Тибет может быть названа как пребуддистская эра. В это время на Тибете процветала традиция Бон, и ее медицинская практика, в свою очередь, обогатила уже существующие тибетские медицинские знания. Она также была упомянута в тексте Бон “Жам-Ма-Ца-Дрел” около 200 г. до н.э., написанного во время правления первого тибетского короля Ньятри Ценпо, когда на Тибете проживали двенадцать ученых традиции Бон, включая врача, который лечил болезни с помощью лекарств и терапии. Все это указывает на то, что тибетцы практиковали медицину еще задолго до прихода буддизма на Тибет.

 

Будда Шакьямуни (961-881 г.г. до н.э.) (согласно традиции Пуглуг в тибетской астрологии)

Шакьямуни Будда родился около 961 года до н.э. и жил до 881 года до н.э. В течение своей жизни он наставлял Будду Дхарму (известную как буддизм). Эта религия пришла на Тибет во время правления Короля Тотори Ньянцен (245-364 г.г. н.э.,) (согласно трактату Сориг Кунс Дус)

Впоследствии буддистские учения распространились и смогли проникнуть во все сферы местной культуры, став государственной религией. Тибетская медицина с ее философией полностью прониклась буддизмом: его влияние четко прослеживается в Чжуд-Ши, основном тибетском медицинском трактате. Внедрение буддистских взглядов в четыре огромных изложения и шесть завершений, о которых должен знать любой врач, свидетельствует о неумолимом влиянии буддизма на тибетскую медицину.

Ла Тотори Ньянцан (245-364 г.г. н.э.) (версия Сориг Кунс Дус)

Индийские врачи Биджи Гадже и Била Газей (согласно Ютог Сернинг кый Намтар) родились от короля Нга-Ченпо, Юл Пема Нингпо и его двух жен. Одна была дочерью производителя барабанов, а отец другой отливал колокола. Их матери преподнесли по десять барабанов и колоколов к Ступе Махабодхи Ваджрасаны, совершив молитвы для удачливости своих детей в деле служения всем живым существам. 

Когда мальчик и девочка подросли, они попросили своих родителей разрешения на изучение Науки Врачевания. Получив их одобрение, дети направились в Таксиллу (нынешний Пакистан) и стали там изучать медицину под руководством великого Доктора Атрейя. В своем пути к знаниям они побывали в Индии, посетили Китай, Непал и Восточный Туркестан, который сейчас входит в состав Китая и называется Синь-Цзянский Автономный Округ. Они также обучались и у другого известного врача — Кумара Дживака из Мадахи.

Когда Биджи Гадже и Била Газей  находились в Ваджрасане, Ария Тара предсказала им путешествие на Тибет, где они станут распространять Медицинскую Науку. Ее пророчество сбылось во время правления 28-го короля Ла Тотори Ньянцен. Король пригласил индийских врачей в свой дворец Юмбу Лахар после того, как услышал новости о чудесных случаях исцеления среди тибетцев, и попросил их остаться для того, чтобы они практиковали здесь свои знания. Король даже отдал Биджи Гадже в жены свою дочь Идкий Ролча.

Существует поверье, что индийские врачи Биджи Гадже и Била Гадже достигли бессмертия и проживают сейчас в лесу сандалового дерева, благословляя лекарства во время ретритов.

Дунг ги Торчог (даты неизвестны)

Сын Биджи Гадже и Идкий Ролча,  Дунг ги Торчог родился в 4 веке. Он стал первым известным врачом в родословной Ютог, изучив еще с раннего возраста искусство диагностирования заболеваний по пульсу, фармакологию, метод прижигания,  кровопускание, перевязки и лечение ран.

Дунг ги Торчог был известным специалистом в своей области, став личным врачом своего дедушки, короля Ла Тотори Ньянцен и Триньян Зунтсан. Говорят, что в последующем именно от него произошел известный Ютог Йонтен Гонпо. Дунг ги Торчог был одним из самых передовых врачей на Тибете, а его сыновья продолжили семейную традицию, проработав личными врачами королей тех времен в течение четырех последующих поколений.

Дхарма Кинг Сонгтсен Гампо (617-650 г.г. н.э.) (согласно Дунгкар тсигзод ченмо)

Во времена правления 33-го Короля Сонгтсен Гампо, знаменитые доктора из Индии (Бхардвай), Китая (Хан Ван Хан Де) и Персии (Галенос) были приглашены в Тибет, для обучения местных врачей. Каждый из них написал трактат, который в дальнейшем был включен в текст, состоящий из семи глав под названием Миджигпе-Тсонча («Бесстрашное оружие»).  Этот текст был представлен королю.

Несмотря на то, что индийские и китайские врачи вернулись к себе домой, Галенос остался на Тибете, чтобы дальше заниматься обучением и лечебной практикой, и даже написал несколько текстов по медицине. В дополнение к этому, китайская жена Конг-джо короля Сонгтсен Гампо привезла китайский медицинский трактат, который впоследствии был переведен Хашанг Маха Дева и Дхарма Коша на тибетский язык.

Дхарма Кинг Трисонг Детсен (742-797 г.г. н.э.) (согласно Дунгкар тсигзод ченмо)

Король Трисонг Детсен (8 век до н.э.) пригласил несколько известных докторов на первую за всю историю медицинскую конференцию в Samye, Тибет. На ней присутствовали именитые врачи из Индии, Китая, Персии, Восточного Туркестана и Непала. Тибет представлял старший врач, Ютог Йонтен Гонпо. Конференция длилась несколько дней, в течение которой участники обсуждали теории и практики своих медицинских систем в сравнении с другими известными методами лечения.

Старший Ютог Йонтен Гонпо (708-833 г.г. н.э.) (согласно Сориг Кунс Дус)

Ютог Йонтен Гонпо родился 25 июня в Тоэлунг Кыйна, в 708 году н.э. в семье Ютог Кьюнгпо Дорджи и Гьяпа Чоэки Долма. Согласно семейной традиции, шедшей по отцовской линии, обучившись еще в раннем возрасте, он начал практиковать основные медицинские знания. Когда ему было 10 лет, его вызвал король Ме-Агтсом, чтобы убедиться в способностях врача к исцелению. Способом проверки король выбрал проведение врачебных дебатов. В созданную комиссию вошли известные тибетские врачи Дрангти Галные Харпуг и многие другие.

Благодаря своим умным ответам, Ютог завоевал огромную репутацию перед такими известными врачами, как Шанти Гарба из Индии и Тонгсум Гангва из Китая. Он выиграл дебаты и впоследствии сам стал величайшим врачом среди девяти известных докторов Тибета, почитаемым всеми, как воплощение Будды Медицины.

Ютог Йонтен Гонпо служил личным врачом тибетского короля Ме-Агтсом и Трисонг Дейтсен, посетил несколько раз Индию в целях обучения, путешествовал по Китаю. В 763 году н.э. он построил первый на Тибете медицинский институт под названием «Танадуг», (Конгпо Манглунг), который, к сожалению, больше не существует. Ютог Йонтен Гонпо всю свою жизнь посвятил распространению и продвижению тибетской медицинской науки.

Дхарма король Три-Ралпачен (866-901 г.г. н.э.) (согласно Дунгкар тсигзод ченмо)

Три-Ралпачен был 41-м Дхарма королем Тибета, став самой значимой личностью за всю историю тибетского буддизма. Во время его правления тибетская империя достигла наибольшего влияния. В 901 году н.э. Дхарма король Три Ралпа Чен был убит старшим братом Ланг Дхармой,  и его трон оказался насильственно захвачен им. Из-за неумелого правления центральным правительством Ланг Дхармой, Тибет в результате гражданской войны распался, буддизм в центральных частях Тибета был практически уничтожен, сохранившись лишь на дальнем востоке и  на западе, а впоследствии — ослаблен и децентрализован.

Лочен Ринчен Сангпо (958-1056 г.г. н.э.) (согласно Чанг-Джонг Сориг Тенпае Нин-дже рим-джон ги Намтар Чог-диг)

Лочен Ринчен Сангпо родился в 958 году н.э. в маленькой деревушке под названием Радни, расположенной на территории нынешнего Тибета, за перевалом Шипки, разделяющего Киннаур и Спити от провинции Гудже. С самого рождения он продемонстрировал необыкновенные личностные качества, которые вскоре и сделали его мастером буддистских священных писаний.

Для дальнейшего распространения буддизма известный переводчик Лочен Ринчен Сангпо (958-1056 г.г. н.э.) приложил все свои усилия и все-таки сумел возродить буддизм и тибетскую медицину. Он путешествовал по Кашмиру, получая медицинские знания: Аштанга Самхита (тибетское: Ян-лаг Гьяд-пай Нинг-по дус-па; «Классификация основ и восьми ответвлений»), его комментарии, Дхасер («Лунный свет») и ветеринарный текст Шали Хотра от великого Пандита Чандра Ананда, который был в последующем переведен им на тибетский. Проведенная им работа ускорила распространение буддизма и медицины на Тибете.

Младший Ютог Йонтен Гонпо (1126-1202 г.г. н.э.) (согласно Сориг Кунс Дус)

Младший Ютог Йонтен Гонпо родился в Гоши Ретанг (в семье Ютог Кьюнгпо Дорджи и Падма Оден) и стал 13-м ребенком в роду старшего Ютога Йонтен Гонпо.  Начав изучать медицину в возрасте 8 лет, к 10 годам он приобрел все знания Чжуд-ши от Рогтон Кончок Кьяб, а в 18 лет уже 6 раз побывал в Индии, впитав в себя знания, полученные от Дакини Палден Тренгва и мудреца Карака.

По возвращению на Тибет Ютог Йонтен Гонпо посвятил свою жизнь медицинской практике, направленной на благо всех живых существ.

Ютог Йонтен Гонпо написал Серчен («Золотые записи»), Зогчен («Изобилующие записи»),ча-лаг бсо-Гьяд («Восемнадцатые дополнительные работы»), и Нингпо Дуспа («Классификация Основ»), а также комментарий Тонгвэй Мелонг по его теоретическим пунктам. Врач предоставил все свои знания своему ученику Еше Сунг. В данное время приобрели известность 300 его последователей.

Джангпа Намгьял Драгсанг (1395-1475 г.г. н.э.) (согласно Сориг Кунс Дус)

Джангпа Намгьял Драгсанг был 17-м ребенком по линии короля Сеу Миньяг., родившись в Нгам-ринг в семье Гуй-гинг Чодрак Палсанг и Бумкьонг-Гьялмо, дочери Ситу Чоринт. В 10 лет он прошел обучение Сутры, Тантры, изучил основы медицины у Палген Нагги Ринчен и Бодонг Чогле Намгьял. Этот врач  написал много книг по буддистской философии, ремеслу и астрологии, а также 11 учебников по медицине. Он является одним из двух знаменитых основателей традиции тибетской медицины Жангпа. Ми Ньима Тонг-ва Донден стал одним из его самых лучших учеников.

Зурхар Ньямный Дорджи (1439-1475 г.г. н.э.) (согласно Сориг Кунс Дус)

Зурхар Ньямный Дорджи родился в год Земляной Овцы в семье Ригзин Пунцок и дочери Кункьен Таши Намгьял. Он изучал буддистскую философию и медицину у многих известных ученых, и в 16 лет уже смог написать Маннгаг-Жева-Рингсел («Основные инструкции, реликвии в крорах») и многие другие трактаты. Этот врач был основателем традиции тибетской медицины — Зурлуг. Позже, его внук Зурхар Лодое Гьялпо написал комментарий к Чжуд-Ши под названием Мепой Зал-лунг («Устные инструкции моих предков»).

Регент Сангые Гьятсо (1653-1706 г.г. н.э.) (согласно Сориг Кунс Дус)

Сангые Гьятсо родился в год Водяной Змеи в семье Асуг и Бути Гьялмо. Он начал изучать медицину с 5 лет, и уже в 8-летнем возрасте  стал проходить обучение Сутрам и Тантрам у Великого Далай Ламы V. Он освоил астрологию и грамматику у Дарпо Лотса, Янгчару («Происхождение гласных звуков») у Луго Дачен Нгаг ги Ванпо, медицину — у Джанпа Лундинг Намгьял Дорджи, став экспертом во всех этих сферах.

Сангые Гьятсо был назначен Великим Далай Ламой V (1617-1682) регентом, и в течение 26 лет, пока занимал эту должность, реконструировал Дворец Потала, расширив его до нынешних размеров, а также отдал приказ на воздвижение золотой ступы Великого Далай Ламы. Под его руководством было изготовлено 79 медицинских танк, описывающих человеческую анатомию, был отредактирован и опубликован Чжуд-Ши, а в 1696 году, в год Огненной Мыши, в Лхасе по приказу регента был построен медицинский колледж Чагпори.

Сангые Гьятсо написал много книг об астрологии, в частности Вайдурья-Карпо («Белый Берилл»), по медицине – Вайдурья-Нгон-ро («Черный Берилл»), и самый известный комментарий к Чжуд-Ши. Он также стал автором известной книги по истории тибетской медицины Сориг Хогбуг, написал учебник по медицинской практике под названием Ман-нгаг Лхен-тхаб. В целом этот человек, наделенный  огромной самоотверженностью и искренностью, смог существенно возвысить  тибетскую медицину и астрологию.

Кьенраб Норбу (1883-1962 г.г. н.э.) (согласно Сориг Кунс Дус)

Кьенраб Норбу родился в год Водяной Овцы в семье астролога Нгаво-че и Янгчен в Тсекханге, на юге Тибета. Будучи принятым в монастырь Нгачое, он обрел известность, благодаря отличной учебе, высокому интеллекту, состраданию и скромности. Как результат, этого врача выбрали в качестве кандидата для изучения медицины среди многих монахов,  в результате чего он был отправлен в медицинский колледж Чагпори в Лхасе. Там он прошел стажировку у доктора Нгаванг Чоден, сдав экзамены в достаточно короткий срок.

Великий Далай Лама XIII (1876-1933) в целях сохранения и распространения тибетской медицины в 1897 году назначил Текханг Джампа Тубванг и Джабунг Дамчое Палден в качестве старшего и младшего врачей и приказал им обучать избранных студентов. Кьенраб Норбу, Тенпа Ярпел и Цултрим Ньяндраг в то время были направлены в медицинский колледж Чагпори для прохождения обучения у старшего врача. Они получили знания по Чжуд-Ши и его различным комментариям, таким как Вайдурья Нгон-по («Голубой Лазурит»).

Кьенраб Норбу также изучал медицину, астрологию, поэзию и грамматику. В честь великого труда, который он написал, его даже называли «Янгчен гьяс пай Лодое». В 29 лет, в год Железной Собаки — 1912 год — он взялся за руководство Медицинской клиникой в монастыре Дрепунг, которая поддерживала здоровье монахов. Там он начал писать книги и делать исследования по тибетской медицине.

Великий Далай Лама XIII в 1916 году построил в Лхасе Институт Тибетской Медицины и Астрологии Мен-Цзи-Кханг (Men Tsee Khang), а в 1918-м Доктор Кьенраб Норбу был назначен на пост младшего врача Его Святейшества Далай Ламы. Он посвятил всю свою жизнь продвижению тибетской культуры, медицины и астрологии, написал и скомпоновал много книг, среди них:

 * Описание иллюстрации Основной Тантры (тиб: сориг-гья-тсо-нингпо; Основы из Океана медицинского исцеления)

* Книга о медицинских растениях (тиб: Нготсар-сергы-ньема; Прекрасные золотые волосы)

* Книги об использовании лекарств (тиб: Ман-бьор-нуспа-фьогдус; Классификация эффектов медицины)

* Книга о применении медицины (тиб: Дуэтси-бумсанг; Сто тысяч прекрасных нектаров)

* Книга по астрологии (тиб: Ригден-ньингтиг; Дарование знания об Ударе сердца)

Некоторые из известных врачей, такие как доктор Тензин Чоедак и Лобсанг Вангьял  (старший и младший врачи Его Святейшества Далай Ламы XIV), доктор Еше Донден (бывший личный врач Его Святейшества Далай Ламы XIV) и доктор Джампа Тинлей (бывший директор Института «Мен-Цзи-Кханг» в Лхасе) также были его учениками.

Кьенраб Норбу умер в 1962 году в возрасте 80 лет.

Темный период в тибетской истории

В 1949 году с востока было совершено вторжение китайцев на территорию Тибета. 10 марта 1959 года они жестоко подавили мирные демонстрации тибетцев в Лхасе при помощи оружия и подвергли их бомбардировке. Его Святейшество Далай Лама XIV, последовавший за тысячами тибетцев, бежал в Индию.

Во время Культурной революции, произошедшей с 1966 по 1976 годы, руками китайцев было разрушено более чем 6000 монастырей. Они уничтожили статуи, сожгли религиозные и астрологические и медицинские книги, выжгли и вырубили леса, тем самым нанеся неимоверный ущерб тибетской флоре и фауне. В результате китайской репрессии погибли более чем 1.2 миллионов тибетцев.

Возрождение Института Тибетской Медицины и Астрологии Men-Tsee-Khang

Для достижения своей цели в истреблении культуры и самобытности тибетского народа, китайцы применяли всевозможные средства. Чтобы хоть как-то сохранить свою культуру, под покровительством Его Святейшества Далай Ламы XIV в Индии были реконструированы многие институты, монастыри и школы, в том числе Мен-Цзи-Кханг (Институт Тибетской Медицины и Астрологии Его Святейшества Далай Ламы XIV). Это произошло 23 марта 1961 года, в его реконструкции принимали участие доктор Еше Донден и почтенный Духорва Лодое Гьятсо, главы медицинского и астрологического центров, а также доктор Джамьянгом Таши, директор фармации и врача Его Святейшества. В 80-х годах прошлого века с приездом в Индию других старших врачей из Тибета, таких как Тензин Чоедак, Лобсанг Вангьял и Ньяронгшар Кунгшар Кунга Гьюрмей, Институт был усовершенствован.