Методы оздоровления в тибетской медицине

Методы оздоровления в тибетской медицине

Лечение травами Тибета и Гималаев

Отличие тибетской медицины от западной заключается в том, что последняя лечит непосредственно саму действующую болезнь, лишь устраняя симптомы, а тибетская устраняет причину, корень заболевания – расстройства Ветра (Лунг), Слизи (Бадкан) и Желчи (Трипа). Для восстановления нарушенного баланса в организме тибетская медицина использует щадящие натуропатические методы – лечение на травах и внешнюю терапию.

Тибетский медицинский кодекс гласит: на земле не растет ничего такого, чего нельзя было бы использовать в качестве лекарства. Основа тибетской медицины – лечение на травах, произрастающих в горах Гималайского хребта. Ранее тибетцы подобно жителям Китая использовали для лечения и животные компоненты, к примеру, сушеных лягушек или медвежью желчь. Но с тех пор, как в Тибете стали верить в переселение душ, правительство запретило докторам убийство любых живых существ ради изготовления лекарств. Тогда медицина стала использовать только лечение на травах. Кроме трав, тибетские врачи при изготовлении лекарств используют минералы и драгоценные металлы.

Приготовление лекарственных форм начинается со сбора лекарственного сырья. Каждую весну и осень тибетские клиники формируют поисковые отряды, которые «прочесывают» горы, собирая целебные травы, корни растений. Есть много и письменных и устных рекомендаций, что издавна передаются от учителя к ученику, рассказывающих о сборе лекарственных растений, минералов и иного сырья, а также о способах их обработки.

Например, водолюбивые растения необходимо собирать растущими в отдалении от воды, но и не на слишком засушливых местах. Дело в том, что если растение для добычи воды и питательных веществ использует свою силу, трудится, то и его целебные свойства будут много лучше, сильнее. Ветви и стебли растений собирают, как правило, осенью, когда растение подготовило себя к долгой зиме. Сбор листьев и побегов молодых растений необходимо собирать в период их роста и в сезон дождей, когда они полны сока. Цветы собирают до начала увядания, а плоды созревшими. Растения, которые используются в качестве жаропонижающего средства, сушат, как правило, в тени и на ветру.

В тибетской медицине существует множество лекарственных форм, таких как отвары, порошки, пилюли, микстуры, лекарственные масла, зольные лекарства, высушенные отвары, лечебные вина, лекарства из драгоценностей, лекарственные жиры, различные суппозитории, травяной чай. Лекарство врач назначает только после тщательного обследования пациента, постановки точного диагноза, безошибочной определения конкретной болезни у конкретного человека к определенной группе, классу, виду или типу болезней.

Детальное руководство по их применению дает тибетский астрологический альманах, в котором записаны все секреты сбора, приготовления и употребления лечебных трав. Благословение же готовых лекарств включает в себя сложные ритуалы и молитвы, проводимые по специально выверенным дням.

В Институте Тибетской Медицины и Астрологии Men-Tsee-Khang лекарствами занимается Департамент фармации.

Внешняя терапия

Многие расстройства, вызванные расстройствами Ветра, Слизи или Желчи, успешно лечатся в тибетской медицине с помощью наружной терапии. Так, при «холодных» заболеваниях (расстройства Слизи и Ветра), нарушении функции нервной системы и доброкачественных опухолях, а также для стимулирования энергетических каналов тела используются прижигание моксами (полынными сигарами) и иглотерапия. Многие болезни нервов и мышц, а также боль и бессонница относятся к расстройствам Ветра, для их лечения необходим тибетский массаж с использованием различных лечебных масел. Для устранения недугов используется и тибетский массаж Ку Нье, выполняющийся с применением целебных масел и составов.

Диета и образ жизни

Основной принцип, которым руководствуется тибетская медицина — это правила о том, как надо жить, что есть и что пить, чтобы быть здоровым.

В тибетской медицине считается, что первопричиной всех 84 000 болезней – именно столько насчитывается в тибетской классификации заболеваний – являются 84 000 пагубных состояний сознания, самыми опасными из которых, согласно буддийской философии, являются желание, ненависть и уныние. Они проистекают из неведения – состояния ума, при котором отсутствует понимание истинного положения вещей, природы явлений, закона причины и следствия. Неведение порождает ментальные и психические «яды» – страх, обиду, вину, злобу, зависть, тоску, апатию, склонность к осуждению, которые действуют на организм так же, как и настоящие яды, отравляя и ослабляя его. Именно в них кроется духовный корень физических недугов.

Особое место в тибетской классификации занимают так называемые кармические болезни – опасные и смертельные заболевания как следствия отягощенной кармы, то есть плохих действий и тяжких проступков, совершенных как в прошлых жизнях, так и в нынешней.

Поэтому тибетская медицина считает крайне важным для восстановления и укрепления здоровья осознанный контроль над мыслями, эмоциями и поступками, духовный и личностный рост.

Жизнь вразрез с природными ритмами также негативно сказывается на здоровье, ослабляя защитные силы организма и нарушая естественные функции восстановления. Так, например, поздний отход ко сну и поздний подъем, долгий сон утром вызывает расстройства Слизи; бодрствование ночью, хроническое недосыпание – заболевания Ветра; долгий дневной сон, особенно после принятия обильной, жирной пищи способствует развитию болезней Желчи.

Тибетские доктора советуют  вставать с восходом солнца, ложиться спать не позднее 22-23 часов и избегать долгого послеобеденного сна – иными словами, настроить организм на естественные биологические ритмы.

Диета является самым важным аспектом здоровой и счастливой жизни, ведь «мы есть то, что мы едим». Наше тело, согласно тибетской философии, состоит из пяти элементов, коими поддерживается и питается. Диета в тибетской медицине подразделяется на так называемые шесть вкусов (сладкий, кислый, соленый, горький, острый, вяжущий), каждый из которых состоит из комбинаций четырех элементов— Земли, Воды, Огня и Воздуха, а элемент пространства присутствует в каждом из них. Вся пища, употребляемая человеком, исходя из ее основных свойств, может быть подразделена на шесть вкусов, и рекомендации врача будут основаны именно на потребностях энергетического тела.

С помощью диеты в тибетской медицине можно уравновесить три природные конституции в организме (Ветер, Слизь, Желчь), увеличить или, наоборот, уменьшить телесное тепло, увлажнить или подсушить организм.

Хорошее, правильное питание поддерживает жизнь, а плохое, неправильное, недостаточное или избыточное только разрушает ее. Хорошим питанием можно назвать ту пищу, которой человек не злоупотребляет. Она доставляет организму достаточное количество питательных веществ, не ведет к истощению и не становится причиной болезненных изменений в организме. Поэтому тибетская медицина придает большое значение знаниям свойств пищи. Располагая информацией о действии продуктов и о правилах их употребления, относящихся к различным конституционным типам людей, доктор предписывает пациенту определённую диету и рекомендует определенный образ жизни.

В «Тибетском центре здоровья Men La» высококвалифицированные доктора тибетской медицины с большим практическим опытом составляют индивидуальную схему лечения для каждого пациента, включающую в себя лечение на травах, внешнюю терапию и рекомендации по диете и образу жизни.